- припадать к стопам
- кто чьим
книжн.культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к архетипическому (древнейшему в культурном освоении мира) противопоставлению "верх - низ", в котором верхняя зона (небо) связывается с высшими силами, с богами и представляет сферу духа, а нижняя зона (земля), представляя материальную сферу, остаётся пространством смертного человечества, под которым размещается подземный мир. Данная оппозиция применительно к телу человека реализуется в противопоставлении головы, которая в древнейших представлениях ассоциировалась с верхом, главенством, вместилищем ума, и ног, принадлежащих материально-телесному низу, а также связанных с нижним хтоническим (подземным) миром, поскольку более других частей тела они приближены к земле, соприкасаются с ней. (Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 39; Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 106, 323.) Кроме того, издавна опускание головы до уровня ног воспринимается как символ смирения и покорности. Многим народам был присущ обычай падать ниц перед господином и ставить его ногу себе на шею или на голову, выражая этим повиновение и смиренное подчинение. (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 515.) ср. также целование носка туфли папы римского, преклонение колен перед царской особой и под., что свидетельствует о социальной, "духовной" иерархии и о неравенстве статусов участников ситуации.Эти представления проявляются в целостном восприятии образа фразеол., который через компонент ноги соотносится с телесным (соматическим) кодом культуры, т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках, пространственных и временны/х "измерениях" тела в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления человеком мира. Через глагольные компоненты падать/упасть, валиться, кинуться, которые принадлежат к деятельностному коду культуры, образ фразеол. отображает стереотипное представление о быстром, стремительном действии, связанном с движением сверху вниз. В основе образа лежит антропная, т. е. описывающая человека и/или его действия, метафора, в которой мольба о выполнении просьбы ради достижения своей цели или решения сложной проблемы уподобляется готовности просящего "снизиться" до уровня ног потенциального "благодетеля", опустить себя (свою голову) до уровня пыли, грязи. фразеол. в целом отображает стереотипное представление об униженной просьбе как о крайнем средстве в решении какой-л. сложной проблемы. автор: И. В. Захаренко
(С иронией.) - Сударыня! Припадаю к стопам вашим и, робея и благоговея перед вами, умоляю о встрече! (Реч.)
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.